Тип урока: комбинированный, лабораторное занятие с элементами дискуссии.
Цели урока: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь осознать социальную значимость учебного материала. Создать организационные и содержательные условия для развития аналитической деятельности ( работа с текстом ). Создать условие для развития у школьников умений работать во времени, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения. Обеспечить развитие у учеников монологической и диалогической речи.
Задачи урока:
Раскрыть механизм объединение республик в единое государство;
сформировать у учащихся представления об имевших место различных планах объединения.
Подвести к пониманию того, что образование СССР было не случайным событием,
способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны.
Найти противоречия, способствовавшие со временем распаду Советского Союза.
Учебные элементы урока.
1. Мотивационная беседа. Формулировка цели урока.
2. Входной контроль ( тест ).
3. Отчёт группы о выполнении опережающего задания.
4. Позиция партии большевиков по национальному вопросу (работа с документом).
5. Предпосылки образования СССР ( работа с документом ).
6. Сравнение планов объединения ( работа со схемой ).
7. Границы СССР ( работа с картой ).
8. Принятие конституции СССР ( сравнительный анализ с конституцией РФ от 12.12.1993.
).
9. Анализ доклада « Центробежные и центростремительные тенденции в истории нашего
государства ».
10. Итоговый контроль ( синквейн ).
11. Рефлексия.
12. Домашнее задание: подготовиться к теоретическому семинару « Индустриализация
в СССР ».
13. Итоговая отметка.
Оборудование урока: атлас и контурные карты « Российская империя
в начале ХХ века, образование СССР », учебные материалы « Мир в начале ХХ века
», пакет документов:
Учебный текст №7, текст выступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде советов,
Договор об образовании СССР, Схема плана и образование СССР, Конституция 1924
года, Рабочая карта урока, Рефлексия, Гимн СССР.
Ход урока.
1.Мотивационная беседа.
Формулировка, интегрирующая цели урока.
Сегодня наш урок посвящён образованию СССР. Это последний урок в теме: « Альтернативы
20 годов », в девятом классе мы разбирали данный вопрос, поэтому этот урок пройдёт
в форме лабораторной работы с элементами дискуссии. В ходе урока мы будем ставить
перед собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа.
Для этого у вас на партах лежит пакет документов и рабочие карты.
2. Входящий контроль.
Посмотрите внимательно рабочую карту, там прописаны критерии отметок за каждый
вид деятельности на уроке. Для того, чтобы лучше разобраться в теме урока, выполните
задания входящего контроля. Это тест на два варианта, после взаимооценка.
3.Анализ соц опроса.
Вы родились в ХХ веке, ваше родители очевидцы распада Советского союза – огромного
по территории мононационально государства, возникшего в 1922 году. Тогда очевидцами
объединения были ваши прабабушки и прадедушки. Таким образом, истории СССР это
история 4 поколений, история граждан СССР – людей разных национальностей, вероисповедания,
культурных традиций и обычаев. Наша задача установить, как и на каких основах
образовался СССР, увидеть те противоречия, которые позже привели к его распаду.
На последующих уроках узнать, как развивалось это государство и в силу каких
причин распалось. Перед уроком несколько групп получили опережающие задания,
одно из них провести опрос жителей нашего района по теме: «СССР». Вопросы составляли
сами, результаты и их анализ мы сейчас прослушаем. Ученикам предлагается оценить
работу и свои знания (см рабочую карту ).
4. Работа с учебным текстом.
Вспомните позицию партии большевиков по национальному вопросу и укажите на практические
шаги по её реализации после прихода к власти. Для этого воспользуйтесь документами
на ваших столах и текстом пособия страница 190 – 191. задания каждой группе
разные, вывод озвучивают, отвечают на проблемный вопрос, что означает выражение
« Игра в независимость ». Свою работу ученики оценивают в рабочей карте.
5. Предпосылки образования.
Ряд факторов способствовал сближению республик в первые годы после октября.
Прочитайте текст вступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26.12.1922.
выпишите в тетрадь предпосылки образования СССР (не менее 4.)
1. Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между
республиками.
2. Стремление к единой внешней безопасности республик.
3. Политическая основа объединения в партийно – советской системе власти во
всех республиках.
4. Актуальность идеи принадлежности к единому государству в сознании народов
бывшей Российской империи.
Вопрос для обсуждения: Какие обстоятельства и факторы на ваш взгляд могли тормозить
и ускорять процесс сближения? Свою работу ученики оценивают в рабочей карте.
6.Планы объединения.
Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. У вас на столах есть
схема, где отражены 2 плана образования СССР (Ленина и Сталина). Работая в группе
сопоставляем 2 проекта, объясняем какой их них наиболее соответствовал справедливому
решению национального вопроса.
Как вы можете объяснить такой факт: 3 республики ( Грузия,
Беларуссия, Украина
)против, а проект Сталина принимается. Какую позицию в решении вопроса о национально
– государственном устройстве отстаиваете вы? Аргументируйте свою точку зрения.
С течением времени федеративные принципы организации будут заменяться унитарными,
что станет основой для обострения межнациональных проблем в СССР. Свою работу
ученики оценивают в рабочей карте.
7. Практически был осуществлён ленинский проект.
Вопрос? Можно ли говорить в данном случае о сильной роли личности.
Элементы дискуссии:
На первом Всесоюзном съезде Советов 30.12.1922. была утверждена декларация об
образовании СССР в составе России, Украины, Белоруссии, ЗФСР. Откройте атласы
и контурные карты установите границы Российской империи и СССР, как происходило
расширение границ СССР в течении 20 -х годов. Группа, получившая опережающие
задание, у доски отмечает столицы союзных республик и показывает как расширялся
СССР вплоть до 40-х годов ХХ века.
Вопрос для обсуждения: можно ли сказать что в 20-х годах возродилось территория
Российской империи.
Проблемное задание: оцените новую идею «патриотического лагеря» автор В. Кожинов
(Ленин и Сталин). Свою работу ученики оценивают в рабочей карте.
8. Работа с конституцией.
В соответствии с принятой в 1924 году конституцией СССР высшим органом власти
являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящие
из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обратите внимание, каждая
республика имела права выхода из союза. Откройте конституцию РФ от 12.12.1993.
ст. 71. сравните сферы ведения СССР по договору об образовании СССР (на парте)
и современной Конституции. Вспомните, кто был лишён политических прав по Конституции
1918 года. Почему были не сняты ограничения? Свою работу ученики оценивают в
рабочей карте.
9. Сообщение для размышления.
Итак, СССР возник и как вам уже известно распался. Какие же силы на протяжении
всей русской истории приводят к образованию и распаду союзов. Ученица зачитывает
сообщение о центробежных и центростремительных тенденциях в истории нашего государства.
Вопросы: назовите ключевую фразу сообщения. Как вам кажется велики ли шансы
возрождения союза? Оценка сообщения одноклассниками. Свою работу ученики оценивают
в рабочей карте.
10. Итоговый контроль.
Наш урок подходит к концу, в качестве итогового контроля я предлагаю вам составить
синквейн, ключевые слова: СССР, Советский Союз, Россия. Во время написания звучит
фрагмент гимна СССР. Взаимопроверка. Зачитываем три самых удачных. Пример:
Россия
Огромная, сильная
Создает, трудится, развивается
Она достойна счастья
Верю!
Свою работу ученики оценивают в рабочей карте.
11. Рефлексия
Оцените свою работу по 10 бальной шкале, отвечая на известные вам вопросы.
12. Домашнее задание.
13. Итоговая отметка.
Поставьте себе итоговую отметку за урок в целом в рабочей карте, в соответствии
с критериями отметки. Поднимите руки кто получил «5», «4», «3».
«5» - 18
«4» - 6
«3» - 4
Наш урок достиг поставленных целей, вы получили прочные знания по Теме: «Образования
СССР».